16.11.2014.
ФОНЕМА КАК ЕДИНИЦА
ЯЗЫКА
В каждом языке существует
огромное разнообразие звуков. Но все многообразие звуков речи можно свести к
небольшому числу единиц языка (фонем), участвующих в различении слов или их
форм (ср. различия в звуке [а] в одной и той же ударной позиции в окружении
разных согласных: [а] мат, ['а] м’ат, [а'] мат', [‘а’] м'ат': все это
многообразие звуков представляет одну фонему <а>). Различая оболочки слов
(ср. том - там) или морфем (ср. мок- ~ мак-), фонемы указывают на различия в их
значениях, но сами значения не имеют (и в этом отношении они противостоят
морфемам и словам как значимым единицам языка). Фонема (< греч. phonema 'звук') - это единица звукового строя языка,
представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для опознавания и
различения значимых единиц языка (слов, морфем).
«В живой речи, - пишет Л.В.
Щерба, - произносится значительно больше, чем мы это обыкновенно думаем,
количественно разнообразных звуков, которые в каждом данном языке объединяются
в сравнительно небольшое число звуковых типов, способных различать слова и их
формы. Эти звуковые типы... мы будем называть фонемами».
Понятие фонемы позволяет
упростить описание фонетических систем языков мира. Количество фонем в разных
языках колеблется от 13 (в некоторых языках Австралии и Океании) до 78 в
абхазском языке. В русском языке выделяется 5 гласных фонем (или 6 по
Ленинградской или в соответствии с новым названием города Петербургской
фонологической школе), а число согласных фонем колеблется от 32 до 37 в зависимости
от фонологической позиции ученого (И и Ы варианты – МФШ, разные фонемы ЛФШ,
соответственно Г, К, Х – только твёрдые
по МФШ).
Итак, звук является единицей
речи (ср., например, разное индивидуальное произношение звука [р], которое
может колебаться в довольно широких пределах), фонема – это абстрактная единица
языка. Как и любая единица языка, она имеет свои признаки. Одни из признаков
фрнемы являются «пассивными» (или конститутивными),
другие – «активными» (или дифференциальными
= различительными), т.к. с их помощью одна фонема противопоставляется
другой (например, в русском языке фонема <б> характеризуется следующим
набором конститутивных признаков: 1) твердость; 2) звонкость; 3) взрывность; 4)
огубленность; 5) отсутствие назальности; некоторые из этих признаков могут
выступать в качестве дифференциальных, ср. твердость: был - бил; звонкость: бар
- пар; огубленность: бар - дар; отсутствие назальности: боль - ноль). Т.е. эти
признаки, с одной стороны, составляют фонему, с другой – помогают выполнять ей
свои функции. Фонема представляет собой пучок различительных признаков. Чтобы
определить фонему, надо выявить набор ее дифференциальных признаков. Например,
та же фонема <б> русского языка:
1) был – бил – твёрдость /
мягкость
2) бас – пас – звонкость /
глухость
3) бар – дар – губной /
переднеязычный
4) боль – ноль – неносовой /
носовой
5) был – выл – смычность
/щелинность
6) было – мыло – шумность /
сонорность
7) согласный / гласный.
Для гласных фонем <у>
и <о> такими признаками являются верхний/средний подъем, по которому они
и противопоставлены, а также лабиализованность, по которой они
противопоставлены другим гласным фонемам русского языка.
В речи фонемы реализуются
через звуки. Но как определить, как выделить фонему? Чтобы определить фонему,
надо найти такую позицию в слове, в которой различается больше всего фонем (ср.
мал - мол - мул: здесь под ударением в одном и том же фонетическом окружении
различаются фонемы <а>, <о>, <у>). Позиция - это условие
реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой
фонеме, структуре слова в целом. В зависимости от того, «сохраняет» или
«утрачивает» фонема свои признаки, различают сильную и слабую позиции.
Сильная позиция - это
позиция различения фонем, т.е. позиция, в которой различается наибольшее количество
единиц. Фонема выступает здесь в своем основном облике. Тогда она наилучшим
образом выполняет свои функции. Для гласных русского языка это позиция под
ударением (в начале слова перед твердым согласным, в середине - между твердыми
и в конце после твердых согласных, ср. арка, барка, рука). Для глухих/звонких
согласных - позиция перед всеми гласными (ср. [т]ом - [д]ом, [п]ар - [б]ар),
перед сонорными (ср. [п]леск - [б]леск, [п]раво -[б]раво, [п]ъю - [б]ью) и в,
если после него следует гласный или сонорный (ср. [т]ворец - [д]ворец,
о[т]вратный - на[д]вратный). Для твердых/мягких согласных - позиция конца слова
(ср. бра[т] - бра[т'], ко[н] - ко[н']), перед всеми гласными, кроме е (ср.
[м]ал - [м ']ал, [н]ос - [н ']ос, [л]ук - [л ']ук, [м]ыл - [м ']ил), для переднеязычных
согласных - перед заднеязычными (ср. ба-[н]ка - ба[н ']ка, го[р]ка - го[р ']ко)
и губными (ср. и[з]ба - ре[з ']-ба, ко[рм ']е - тю[р 'м ']е), для зубных -
перед твердыми зубными (ср. ко[нс]кий - ию[н'с]кий), а для фонем <л - л'>
- перед всеми согласными (ср. во[л]на - во[л ']на, по[л]затъ - по[л ']за) и
т.д.
Слабая позиция - это позиция
неразличения фонем, т.е. позиция, в которой различается меньшее, чем в сильной
позиции, количество единиц, поскольку фонемы имеют ограниченные возможности для
выполнения своей различительной функции. В такой позиции происходит совпадение
двух или более фонем, т.е. их фонологическое противопоставление нейтрализуется.
Нейтрализация - это устранение различий между фонемами в определенных
позиционных условиях (например, фонемы <з> и <с> различаются в
позиции перед гласным в словах козы и косы, но нейтрализуются
на конце слова - ко[с], совпадая в одном звуке). Фонему, появляющуюся в слабой
позиции, некоторые ученые предлагают называть «архифонемой». Для гласных русского языка слабая позиция - это
позиция без ударения (из пяти гласных фонем русского языка, различающихся под
ударением, без ударения представлены только три). Для глухих/звонких согласных
- позиция конца слова, где они не различаются, совпадая в одном звуке (ср. стог
- сток [сток]), позиция перед шумными: в этой позиции происходит ассимиляция по
глухости/звонкости (ср. просить, но про[з 'б]а, сказать, но ска[ск]а), а также
позиция перед в, если за ним следует шумный согласный (ср. о[д] взгляда). Для
твердых/мягких согласных - позиция перед [е], в которой, как правило,
исключается возможность употребления твердых согласных, парных по
твердости/мягкости (хотя в последнее время благодаря заимствованным словам
намечается тенденция противопоставления твердых/мягких согласных и перед [е],
ср. пас[т]ель и пос[т ']ель, кашн[е] и в ок[н']е\ позиция перед [j] (ср.
воро[н] и воро[н']]ё), зубных перед мягкими зубными (ср. вме[ст]о и вме[с 'т
']е), <н -н'> перед ч и щ (ср. бараба[н], бараба[н ']чик и бараба[н ]щик),
хотя в «младшей норме» некоторые из этих позиций превращаются в сильные, ср.
позицию зубных переду (о[т]]езд и cmafm'jje) или <н - н'> перед [ч ']
(са[н]часть и ко[н ]чать).
Варианты фонемы (аллофоны).
Одной фонеме могут соответствовать несколько
различных ее реализаций или аллофонов (< греч. alias 'другой' и phone
'звук'), каждый из которых связан с определенной позицией. Аллофоны – это
группа звуков, в которых реализуется данная фонема. В зависимости от характера
выполняемой ими функции, места в слове, соседства с другими звуками, ударности
и безударности, в отечественном языкознании различают следующие типы аллофонов:
1) вариации (или оттенки фонемы по Л.В.Щербе) появляющиеся в сильной позиции фонемы (т.е. в позиции
ее различения), но в условиях ее позиционной обусловленности (для гласных,
например, это позиция под ударением в соседстве с мягкими согласными (ср.,
например, вариации фонемы <а> в словах пятый [а] и пять [а]). Вариации не
утрачивают своей различительной функции и являются практически тождественными
основному виду фонемы;
2) варианты, появляющиеся в
слабой позиции (т.е. в позиции ее неразличения), в условиях ее позиционной
обусловленности, т.е. варианты - это такие модификации фонемы, которые не
различаются с другой фонемой, совпадая с ней в своем качестве. Выступая в роли
заменителя двух.(или более) фонем, вариант теряет частично свою способность
различать значения слов.
Но как установить, вариант
это или самостоятельная фонема? Для этого нужно изменить слово так, чтобы в той
же самой морфеме этот вариант выступал в своем основном виде, т.е. оказался бы
в сильной позиции: в слове [вÙлы] звук [Ù] является вариантом фонемы <а>, т.к.
при изменении слова в корневой морфеме под ударением оказывается гласный [а]:
[вал], если же в корневой морфеме под ударением окажется звук [о], то звук [Ù],будет являться вариантом фонемы <о>.
В тех случаях, когда вариант не чередуется со звуком в сильной позиции
(например, при неподвижности ударения или неизменяемости слова),
констатируется, что звук является вариантом одной из фонем, входящих в
гиперфонему, т.е. «над-единицу» разных фонем (например, в слове собака представлена гиперфонема
<о/а>).
Различия между аллофонами не
семасиологизированы, т.е. не сопряжены с изменением значения слова, в составе
которого они выделяются, ср., например, реализации фонемы <е> в слове лес: ['е], [л'ес] и в слове по лесу [ь] [по л'ьсу]: каждый из
аллофонов выступает в определенной позиции, не меняя при этом значения слова.
Фонема - это
полифункциональная единица языка. Первое и самое важное назначение фонемы -
различать звуковые оболочки слов или морфем. Это ее дистинктивная (различительная) функция. Она выражается в том, что фонема
служит для фонетического и семантического опознавания слов и морфем (ср. слова том -
дом - сом - ком, различающиеся не только начальными звуками,
являющимися представителями соответствующих фонем, но и значениями.
Дистинктивная функция включает в себя перцептивную
(опознавательную) и сигнификативную
(смыслоразличительную) функции. Перцептивная (< лат. perceptio 'восприятие')
функция фонемы -это функция доведения звуков речи до восприятия: она дает
возможность воспринимать и опознавать органом слуха слова и морфема.
Сигнификативная (< лат.
significare 'обозначать') функция фонемы - это смыслоразличительная функция,
т.е. функция различения значимых элементов языка, например, твёрдость/мягкость
(кон - конь), глухость/звонкость (кора-гора) Выполняя перцептивную и
сигнификативную функцию, фонемы могут выступать и в сильной, и в слабой
позиции, в связи с чем различают позиции перцептивно сильные и слабые и
сигнификативно сильные и слабые. Если в перцептивно и сигнификативно сильной
позиции фонема выступает в своем основном облике (по которому она и
определяется), то в перцептивно или сигнификативно слабой позиции она выступает
в своих аллофонах - вариациях (в
перцептивно слабой позиции, ср. вариации фонемы <а> в словах мять и
мятый) и вариантах (в сигнификативно
слабой позиции, ср. вариант фонемы <д> в слове род [рот]).
Кроме дистинктивной, фонемы
обладают делимитативной или разграничительной функцией. Делимитативная (< лат.
limitis 'граница, черта') функция фонемы - это функция обозначения
границы между двумя морфемами, словами. Звуковые элементы служат пограничными
сигналами, например, сигналом наличия границы слова (ср. сильный приступ в
начальном гласном в немецком языке или начало слова, отмеченное фиксированным
ударением, в чешском). Делимитативная функция фонемы, в отличие от
дистинктивной, не проявляется регулярно.
ТЕОРИЯ ФОНЕМЫ
Становление теории фонем
изучено весьма обстоятельно. Можно выделить следующие основные этапы развития
этого учения. Впервые термин «фонема» был введен в науку в 70-е годы XIX в. (А.
Дюфриш-Деженётта, Л.Аве, Ф. де Соссюр). Употреблялся он для различения фонемы и
звука (более общего и абстрактного понятия и реально произносимого
конкретного). Одновременно с французскими лингвистами противопоставление общей
физиологии звуков речи и их морфологического употребления было осуществлено
И.А. Бодуэном де Куртенэ в его ранних работах по др.-польскому языку и общему
языкознанию. В русском языке термин «фонема» впервые употребил Н.В. Крушевский
(Казанский университет).
Второй период – И.А.Бодуэн
де Куртенэ, Н. В. Крушевский и Л. В. Щерба. Они сформулировали главные
категориальные отличия фонемы от звука.
Третий период развития
учения о фонеме (1916—1939) связан с именами Ф.де Соссюра, Н.С.Трубецкого,
Э.Сепира, Л.Блумфилда. Эти лингвисты на первый план выдвигают различительную
функцию фонемы.
Четвертый период развития
теории фонемы (после 1939 г.) характеризуется учениями Петербургской
(Ленинградской) и Московской фонологических школ, за рубежом – пражская
(Р.О.Якобсона, Н. Трубецкой), лондонская, американская школы.
Итак, учение о фонеме
существует уже целое столетие. Фонологические школы отличаются своими подходами
к разработке фонологической теории. Есть разногласия в определении фонемы даже
между лингвистами одной страны, например, между московской и петербургской
фонологическими школами.
Представители петербургской фонологической школы
(Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич, Л.В. Бондарко и др.) признают
смыслоразличительную функцию фонемы. Но при фонемной идентификации звуков речи
(когда фонема находится в слабой позиции) опираются на фонетический критерий тождества,
т.е. выделение и отождествление фонемы происходит по физиолого-акустическому
признаку (например, в словах трава и дома на основании близости
физиолого-акустических свойств звука в первом предударном слоге выделяется
фонема <а>, а в словах пруд
и прут
в позиции конца слова фонема <т>).
Представители московской фонологической школы (Р.И.
Аванесов, П.С. Кузнецов, В.Н. Сидоров, А.А. Реформатский, М.В. Панов, Л.Л.
Касаткин и др.) при определении фонемы исходят из морфемы. Согласно этой точке
зрения, фонема не автономная фонетическая единица, а строевой компонент морфемы.
Тождество морфемы определяет границы и объем фонемы. Поэтому, когда фонема
находится в слабой позиции, фонемная идентификация звуков осуществляется не по
их физиолого-акустическому сходству, а по функционально-морфематическому: в
одну фонему входят все позиционно чередующиеся звуки, представленные в данной
морфеме, а физиолого-акустические различия между ними признаются функционально
незначимыми (например, в словах леса и лиса, сома
и сама
безударные гласные, несмотря на тождество их звучания, представляют разные
фонемы, а именно фонему <е> (так как в сильной позиции в той же морфеме
находится фонема <е> (лес),
фонему <и> (так как в сильной позиции в той же морфеме <и> лис), фонему <о> (так как сом), фонему <а> (так как сам)', такая же ситуация в словах пруд и прут: в первом случае представлен позиционный вариант фонемы <д> (так как пруды), во втором - фонемы <т>
(так как прутик).
Таким образом, главный
критерий выделения фонемы в сильной позиции в обеих школах один и тот же -
функциональный, т.е. способность фонемы различать слова и морфемы. Расхождения
в критериях выделения фонемы наблюдаются в том случае, когда она оказывается в
слабой позиции.
Фонемы существуют только в
фонологической системе языка, которая складывается постепенно в процессе его
исторического развития. Фонологическая система языка - это внутренне
организованная совокупность его фонем, связанных определенными отношениями.
Каждый элемент фонологической системы существует не изолированно, а в тесной
связи с другими элементами, противопоставляясь или объединяясь с ними по тем
или иным признакам. Противопоставления фонем образуют оппозиции (ср. оппозицию
по глухости/звонкости фонем <п> - <б> или твердости/мягкости фонем
<с> - <с'>). Сравнение фонем в оппозициях основано на сопоставлении
их признаков - дифференциальных и
интегральных. Интегральные признаки фонем образуют основание оппозиции, а дифференциальные формируют противопоставление, например, у фонем
<т> и <д> интегральными признаками (т.е. признаками общими для
обеих фонем) являются взрывность,
переднеязычность, твердость, а дифференциальными (т.е. различительными) - глухость (для <т>) и звонкость (для <д>).
Комментариев нет:
Отправить комментарий