суббота, 16 мая 2020 г.

  16. 05. 2020.
Для 2 курса ФИЯ.

Материалы лекции по теме "Письмо"

                      ( по "Основам языкознания,  «Введению в языкознание»


Сказанное слово не оставишь лежать, чтобы потом кто-нибудь его подобрал и снова услышал через день-другой, неделю, год. У людей был только один способ запечатлеть слова – у себя в голове. Там они хранили память об услышанных звуках заодно с впечатлениями от всего того, что видели.
Около 5,5 (пяти с половиной) тысяч лет назад люди додумались, как говорить с теми, кто далеко, и даже с теми, кто еще не родился. Они придумали, как собирать звуки и хранить их, т.е. изобрели письмо.
Письмо – одно из величайших изобретений человеческого разума, оно рождено из потребности развивающегося общества преодоления пространства и времени информацией.
Письмо зародилось гораздо позже устной, звуковой речи и явилось главным помощником и заместителем языка в его коммуникативной функции. Письмо обеспечивает преемственность в эволюции цивилизаций, в развитии человеческого познания.
Письмо – это совокупность начертательных знаков, служащая наиболее универсальным средством фиксации звуковой речи на каком-либо материале ее на расстояние и для сохранения ее произведений во времени.
Отношения между письмом и языком изменчивы. Письмо может по-разному отражать языковые формы передаваемого сообщения. Используемые знаки графические воспроизводили различные элементы речи – простейшие высказывания (фразы), слова, морфемы, слоги или фонемы. Исходя из этого, различают различные типы письма: фразографическое, логографическое (словесное), слоговое и буквенно-звуковое.
Система письма – это исторически сложившееся и упорядоченное письмо того или иного народа. Некоторые народы применяли одновременно по две системы письма, отличающихся главным образом в графическом отношении (например, кириллица и глаголица у славян, катакана и хирагана в Японии, брахми и кхарошти в Индии). Каждая система письма характеризуется ее назначением (для передачи того или иного языка), ее типом (напр. слоговым или буквенным), а также составом, значением, формой и основными принципами применения письменных знаков.
Общую теорию и историю письма называют грамматологией.
Эпиграфика – наука о принципах расшифровки и толкования древних надписей, вырезанных, выгравированных или оттиснутых на каком-либо твердом материале ( глине, камне, металле).
 Палеография - наука, изучающая внешний вид (способ написания) и формы букв, особенности писчего материала древних рукописей и книг для определения времени и места их создания.
Изучением почерков занимается особая прикладная дисциплина – графология.  Как самостоятельные разделы выделяют  графику и орфографию.
Начертательные знаки, составляющие инвентарь письма – это буквы, цифры, знаки препинания и др. фигуры. В конкретном тексте мы имеем дело с графом ( как фон и фонема).

 Типы (виды)  письма

Наиболее древний вид письма – фразография. Этот вид письма передавал целые сообщения без графического расчленения их на отдельные слова, т.е. он не отражает языковых форм. Используемые при этом знаки называют фразограммами. Различают несколько видов фразограмм: древнейшие условные знаки (родовые, племенные, тотемные, собственности) и пиктограммы (рисуночное письмо или рассказ в картинках, наскальные рисунки –петроглифы).
Условные знаки и рисунки человек стал создавать еще 40-25 тыс. лет тому назад, в эпоху позднего палеолита. Первобытный человек рано начал читать книгу природы.
Первый шаг к письму был рисуночный. Рисовать древний человек научился давно, т.к. рисовали и высекали они на скалах разные картины –заклинания. Они хотели, чтобы на эти картины взирали боги и духи, но они не были предназначены для передачи информации людям.
Потом люди додумались высекать на скалах вдоль проторенных охотничьих дорог рисунки, в которых хотели о чем-то поведать. Рисунки наносились на полоски коры дерева, на обломки костей, на раковины. Такой рисунок легко можно было захватить с собой – гонец мог его и передать тому, кто находился далеко. Так охотники стали рисовать для передачи информации.
Постепенно они сознательно стали использовать те или иные знаки. У многих народов и сейчас есть условные знаки – дорожные, запретительные, магические, охотничьи, тотемные (знаки принадлежности к определенному племени). Знаки собственности, например, сейчас оставляют на животных (эрдж -  в агульском языке – знак собственности), условным знаком фразографического письма являются всякого рода гербы, эмблемы и т.д.
 Собственно письму предшествовали вещные способы передачи сообщений на большое расстояние. Например, на Суматре посылка соли – знак дружбы и мира, перца – знак вражды и войны.
 Древнегреч. историк Геродот (5 век до н.э.) описывает символическое послание скифов персидскому царю Дарию, которое состояло из лягушки. мыши, птицы и пяти стрел. Смысл этого письма истолковывался следующим образом: «О персы, если вы не умеете скакать по болотам подобно лягушкам, укрываться в земле подобно мышам, летать высоко в небесах, подобно птицам, то вы погибнете от наших стрел, как только вступите на нашу землю, и не вернетесь обратно».
Народы Африки также используют подобные послания. Так, один плененный из народности йоруба (Западный Судан) прислал жене вещное письмо, состоявшее из 5 предметов: камню: угля, высушенного колоса, тряпки и перца. Читается оно следующим образом: «Мое тело твердо как камень, мои надежды на будущее черны как уголь, мое тело иссохнет от тоски, как колос, мой внешний вид подобен тряпке, но я по-прежнему сгораю от нетерпения увидеть тебя».
Индейские племена Северной Америки для передачи сообщений используют комбинации цветных ракушек, существует также искусное сплетение разноцветных нитей для передачи сообщений.
1) Пиктографическое – рисуночное письмо, как было уже  сказано, выросло из первобытного искусства, когда рисунки стали использоваться не только в магических целях, но и для передачи информации.
В отличие от произведений первобытной живописи, памятники пиктографического письма представляют собой не отдельные изолированные изображения, а сложные изобразительные композиции повествовательного характера, или серии последовательно связанных друг с другом рисунков, рассказы в картинках.
 Полагают, что пиктографическое письмо сложилось окончательно приблизительно 8-6 тысяч до н.э. Именно в эту эпоху складывается общность людей племя.
Так как пиктографическое письмо не отражает языковых форм выражения, его содержание более или менее понятно каждому человеку и может быть воспроизведено на любом языке. Пиктограммы как тип письменного знака относят к идеограммам, т.е. письменным знакам, которые передают содержание единицы языка прямо, не через передачу звучания. Например, цифры (арабские, римские) их изображение поймет носитель любого языка, хотя озвучит их по-разному.  Точно так же и знаки +, - , %.
Среди идеограмм выделяют 1) логограммы (знаки, обозначающие слово), например: =  _ «равно», % - «процент»; 2) морфемограммы, служащие для обозначения морфем. Например. в нем. 9. ( с точкой) обозначает – девятое, без точки – девять. Есть также идеограммы-классификатора, выделяющие какой-либо класс значащих единиц – например, прописная буква, указывающая, что перед нами собственное имя ( Орел есть и город и птица, Шахты –есть город и рудник.).
В современном мире наиболее распространена система 2) буквенного письма (фонографическое), в которых преобладают фонемограммы.
Фонемограммы- это письменные знаки, которые обозначают звуковые единицы языка или речи. Таково русское письмо, и все те, которые используют латиницу, грузинское, армянское письмо. Латинский алфавит возник в 7-6 вв. до н.э. Русский алфавит кириллица - 9 век нашей эрв братьями Кириллом и Мефодием на основе древнегреческого. Буквенным и фонемографическим является консонантное письмо (арабское, еврейское), т.е такое, в котором последовательно обозначаются буквами согласные фонемы, а гласные лишь отчасти и в значительной мере факультативно.
3) Силлабографическое письмо (слоговое)- применяется в Индии, Бирме, Эфиопии. В этом типе письма графемы обозначают слоги, состоящие из какого-либо согласного и краткого «а». Если же вместо краткого а надо читать –е, то над графемой ставится знак - , если же «у» - то под строчкой появляется знак «  « и т.д.
 К слоговому письму относится современное японское письмо кана, в котором 45 основных знаков (5-для гласных, 39 – для слогов и 1 –для конечного неносового согласного «н»).
Китайское письмо – графема-иероглиф соответствует слогу, но слог в этом языке является одновременно морфемой или словом, поэтому здесь письмо считается логографическим.

Графика, орфография. Принципы орфографии.
Система письма включает в себя исторически сложившуюся совокупность начертательных знаков и правил их применения, поэтому в науке о письме выделяют два раздела: графика и орфография.
Графика описывает состав используемых в данном письме графических знаков, их происхождение, начертание, возможные варианты.
1. Основными начертательными знаками являются в фонографическом письме буквы.  Совокупность букв расположенных в определенном порядке , используемых для передачи данного языка на письме, называется алфавитом. Буквы – знаки фонем. Идеальным алфавитом будет такой, в котором имеется столько букв, сколько фонем, т.е. для каждой фонемы специальный знак.
2.Наряду с буквами используются силлабограммы- знаки слогов, например, русские графемы –е, ё, ю, я в начале слова, после гласных и разделительного ъ и ь обозначают по два звука.
3. современное письмо не обходится и без логограмм (идеограмм). Таковы разнообразные научные символы, например, +, + , знак дроби, интеграла, формула воды и т.д.
4.Иногда мы прибегаем к пиктограммама -  вывески ателье, парикмахерских, мастерских. Дорожные знаки с вытянутым указательным пальцем- рисунок пешехода.
5. Особую группу составляют знаки препинания. Долгое время письмо было слитным. Позже слова стали отделять точками, которые стали использовать и для обозначения пауз. В 8-11 веках появляются и другие знаки препинания. Однако запятая вначале была похожа на вопросительный знак, не бьыли разграничены функции точки, запятой, двоеточия, точки с запятой. Точка закрепляется только с 12 века. В конце 15 века венецианский печатник Альд Мануций составил правила применения знаков препинания, которые действуют и сейчас. Систему правил знаков преинания называют пунктуацией.
Орфография- исторически сложившаяся система правил практического письма. Она устанавливает единообразие передачи речи и ее основных единиц на письме . «Правописание – это костюм,  в котором является язык, и он может быть удобным или неудобным» (Ушаков. Краткое введение в науку о языке. М. 1925.

Выделяют несколько принципов орфографии:
1.Фонетический – требует, чтобы на письме были отражены все реально произносимые звуки. Пр наличии диалектов и нескольких стилей литературного произношения, письмо, целиком основанное на фонетическом принципе было бы беспорядочным. Чтобы такое письмо достигало своей коммуникативной функции, носители должны обладать хорошо развитым речевым слухом и безупречно владеть едиными нормами литературного произношения. Поэтому его используют только в узко лингвистических целях Но такой принцип играет и важную роль. Так в сербском языке фонетические написания являются основными. Ср. врабац  -  врацци «воробей – воробьи».
2.  Морфематический – суть в передаче единства морфемы: вода, вод, водяной.
3. грамматический – единым знаком передают какую-то граммему. Например, а) мягкий знак для обозначения ж.р.  мышь, рожь, вещь; б) на повелительное наклонение глагола : ешь, режь; в) на инфинитив: петь, писать.
4. дифференцировочный принцип – различает лексические омонимы: миръ – тишина и мiръ – спокойствие.
5) консервативное или традиционное – сохраняет исторические написания, хотя уже не соответствует реальному произношению: корова, молоко, собака, корзина. Французское письмо – традиционный принцип.
ˆˇ○→⌂


























Комментариев нет:

Отправить комментарий