пятница, 13 февраля 2015 г.

13.02.15 г.   Планы практических занятий для 2 курса ФИЯ (лингвисты) по "Основам языкознания".3. Темы практических занятий
Занятие № 1
Объект и предмет курса «Основы языкознания.
1. Языкознание как наука о языке.
2. Место языкознания среди других наук  и в системе дисциплин, изучаемых на иностранном факультете.
3. История языкознания: языкознание в древней Индии и Древнем Риме.
4. Теории о происхождении человеческого языка.
Литература:
Алефиренко Н.В. Теория языка. Вводный курс (учебник). М., 2004. Н.О. Теория языка. М. 2004. –С. 41-52.
Амирова Т.А. и др. История языкознания. М., 2008.- С.21-6, 60-76.
Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2008.
Гречко В.А. Теория языкознания.М., «ВЫсшая школа».. 2003.- С.14-16.

Занятие № 2.
Тема : Язык как общественное явление
                                                                                                                  План
1.     Сущность и природа языка
2.     .Язык – не биологическое явление.
3.     Язык – не психическое явление.
4.     Общественный характер языка.
5.     Отличие языка от других общественных явлений.
6.     Функции языка в обществе.

Литература

Алефиренко Н.В. Теория языка. Вводный курс (учебник). М., 2004. Н.В. Теория языка. Вводный курс (учебник). М., 2004.-С.  18-38
Реформатский А.А. Введение в языкознание (учебник). М., 1996                   Кодухов В.И. Ввведение в языкознание (учебн.). М., 1983 Введение в языкознание (учебник для пед.инстит.). М., 1983.
Головин Б.Н. Введение в языкознание (учебник для вуз.). М., 1977. С. 17-18
Маслов Ю.С. Введение в языкознание (учебн.). М., 1988. С. 9-10

Занятие № 3

Язык как знаковая система

1.  Понятие знака. Признаки знака.
2.  Виды знаков: знаки-сигналы, знаки- символы, знаки языковые.
3. Понятие искусственных и естественных знаковых систем.
 4.Отличительные особенности языка как знаковой системы
Литература
Алефиренко Н.В. Теория языка. Вводный курс (учебник). М., 2004. Н.О. Теория языка. Вводный курс (учебник).  М.2004.
Баранникова Л.И. Введение в языкознание (уч. пособие для филол. ун-тов).  Саратов, 2010
Вендина Т.И. Введение в языкознание (уч.пос. для пединст.). М., 2003.
Кодухов В.И. Ввведение в языкознание (учебн.). М., 1983 Введение в языкознание (учебн.). М., 1983.
Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
Лосев А.Ф. Специфика языкового знака в связи с пониманием языка как непосредственной действительности мысли //Изв.АН СССР. Серия литературы и языка. Т. 35. №5. 1976.
Занятие № 4
Тема: «Система и структура языка»
1.                Понятие системы и структуры. Различное понимание данных терминов в языкознании.
2.                Понятие об основных единицах языка. Уровневая организация языка.
3.                Парадигматические и синтагматические отношения единиц языка.
Литература
1. Алефиренко Н.В. Теория языка. Вводный курс (учебник). М., 2004. Н.О. -С.-5-17.
2. Кодухов В.И. Ввведение в языкознание (учебн.). М., 1983 Введение в языкознание (учебн.).  М. 1983.
3. Мельничук А.С. Понятие системы и структуры языка // Вопросы языкознания. — 1970. — № 1. — С. 19—32.
Занятие 5
Тема. Социально-территориальное деление языка

1. Территориальные диалекты.
2. Социальные диалекты.
3. Стилистическая дифференциация языка. Понятие о литературном языке.
Литература
1. Маслов Ю.С. Введение в языкознание (учебн.). М.. «Высшая школа» 1988. (учебн.) М. 1987. §§ 17-26.
2. Серебренников Б. А.. Территориальная и социальная дифференциация языка./Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. - М., 1970. - С. 451-501
Модуль 2. 1.  Фонетика и фонология
Занятие  6
 Тема: Фонетика как раздел. Три аспекта изучения звуков речи

  1. Предмет фонетики. Описательная, сопоставительная, синхронная и  диахронная фонетика.

 2. Три аспекта изучения звуков речи:
а) акустический аспект;
б) строение речевого аппарата и функции его отдельных частей;
в) функциональный аспект.
Литература
Маслов Ю.С. Введение в языкознание (учебн.). М., 1988 (учебн.). М. 1988.- С. 33-34
Головин Б.Н. Введение в языкознание (учебн.). М. 1977. С. 35
  Зиндер Л.Р. Общая фонетика ( учебн. пос.). М. 1979. С. 4-16; 86-97.
Реформатский А.А. Введение в языковедение (учебн.). М., «Аспект Пресс».1996.
Занятие № 7.
 Тема : Классификация гласных звуков
1. Отличительные особенности гласных и согласных звуков (акустически, артикуляционно, функционально).
2. Классификация гласных.
а) по ряду;
б) по подъему;
в) по участию губ.
4. Дополнительные признаки классификации звуков гласных звуков (назализованность, длительность и т.д.).
3. Отличительные особенности гласных русского и изучаемого иностранного языка.
Литература
Баранникова  Л.И. Введение в языкознание (уч.пособ.). Саратов, 2010. §10.
Реформатский А.А. ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ (учебн.). С. 137 – 138, 144 – 158.
Кодухов В.И. Ввведение в языкознание (учебн.). М., 1983 ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ. (учебн.). М.1983С. 121 – 124.
Головин Б.Н. ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ (учебн.). М., 1977. - С. 38-39,  40-43
Маслов Ю.С. Введение в языкознание (учебн.). М., 1988 (учебн.). М. 1988. -С. 37, 38, 40-41
Занятие № 8
Тема . Классификация  согласных звуков
   1. Классификация согласных по месту образования.
2.Классифкация согласных по способу образования.
             3. Классификация согласных по участию голоса и шума.

Литература

Реформатский А.А. ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ (учебн.). М. 1996.-С. 137 – 138, 144 – 158.
Кодухов В.И. Ввведение в языкознание (учебн.). М., 1983 ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ (учебн.). С. 121 – 124.
Головин Б.Н. ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ. С. 38-39,  40-43
Маслов Ю.С. Введение в языкознание (учебн.). М., 1988. С. 37, 38, 40-41
Зиндер Л.Р. Общая фонетика. Л.
1.           
Занятие № 9-10

Тема . Звуковые  изменения.

 

1) Причины возникновения звуковых изменений.
2) Комбинаторные звуковые изменения.
3) Ассимиляция. Виды ассимиляции.
4) Аккомодация.
5) Позиционные звуковые изменения.
6) Качественная и количественная редукции гласных звуков.
7) Позиционные изменения согласных.
8)Понятие о  фонетической  транскрипции.

Литература


1.     Алефиренко Н.В. Теория языка. Вводный курс (учебник). М., 2004. Н.О . Теория языка. - С. 11-120
2.     Реформатский А.А. Введение в языковедение (учебн.). М., «Аспкт Пресс».1996. С. 157 – 158, 163 – 169.
3.     Кодухов В.И. Введение в языкознание (учебн.). М., 1983.С. 138 - 139.
4.     Маслов Ю.С. Введение в языкознание (учебн.). М., 1988. С. 41-44

Занятие № 11

Тема: Фонетическое членение речи

1. Фонетическое членение речи.
2. Слог. Различные теории выделения слога. Л.В.Щерба
3. Типы слогов. Понятие дифтонга и дифтонгоида
4.Ударение.Типы ударений:  динамическое, квантитативное, музыкальное.
5.Типы словесного ударения: одноместное, разноместное, фиксированное,  подвижное.
6. Интонация.
Литература:
1.                Баранникова Л.И. Введение в языкознание. Саратов , 2010
 2. Кочергина   Введение в языкознание.
 3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание (учебн.). М.. «Высшая школа» 1988.
 4. Реформатский А.А. Введение в языковедение.

Занятие № 12

Тема: Фонология. Понятие о фонеме

1.Фонология. Понятие фонемы. Выделимость фонем.
  2.Варианты фонем: основной, обязательный, фонетические варианты, специфические, факультативные.
3.Нейтрализация фонем. Фонологические школы: Пражская. Московская, Ленинградская.
     4. Понятие фонологической транскрипции.

                  Литература:
1.Трубецкой Н.С. Основы фонологии ( статья из сборника упр. По Введению в языкозн. Кондрашев и др.).
2.Алефиренко Н.В. Теория языка. Вводный курс (учебник). М., 2004. Н.О..- С.123-139.
3. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. Саратов, 2010. §§ 20-21.
Занятие № 13

Тема.: Лексикология.   Лексическое значение слова

1. Лексикология как раздел. Смежные разделы (семасиология, топонимика, этимология и т.д.)
2.  Слово – основная номинативная единица языка.
3. Лексическое значение слова. Семантическая структура слова.
                                                                                                
Литература
Алефиренко Н.В. Теория языка. Вводный курс (учебник). М., 2004. Н.О. С-191-198
Баранникова Л.И. §§ 26-28.
Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2003.
Кодухов В.И. Ввведение в языкознание (учебн.). М., 1983 Введение в языкознание. М., 1983.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание (учебн.). М., 1988. М., 2005.
Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1998.
Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. См. статьи Лексическое значение слова, Денотат, Сигнификат, Семасиология, Ономасиология, Прагматика. 

Занятие № 14

Тема: Аспекты рассмотрения лексического значения слова.

План
1.     Что собою представляет значение слова?
2.     Какие виды значений выделяются в содержании слова?
3.     Дайте определение лексического и грамматического значений. Объясните, чем эти значения отличаются друг от друга.
4.     Назовите компоненты, которые входят в лексическое значение слова.
5.     Что такое концептуальное ядро лексического значения слова?
6.     Каковы аспекты рассмотрения лексического значения слова (предметная отнесенность, понятийная отнесенность, отнесенность значения слова  к другим словам в системе языка.)
7.     Что собою представляет предметная отнесенность слова? Назовите типы предметной отнесенности слова.
8.     Объясните, что такое «Семантическое поле».

Литература

1.     Головин Б.Н. ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ. С. 75 – 84.
2.     Маслов Ю.С. Введение в языкознание (учебн.). М., 1988. С. 90 – 99.

Занятие №15

Тема: Полисемия слова. Омонимия.

1.     Что такое значение слова?
2.     Как формируется лексическое значение слова?
3.     Что такое полисемия слова? Как она возникает.
4.     Исходя из каких признаков несколько значений объединяются в рамках одного слова?
5.     На какие подвиды делятся значения полисемного слова?
6.     Прямое и косвенное значение слов.
7.     Какие разновидности переносных значений вам известны? Приведите примеры.
8  Дайте определение омонимов.
9. Чем отличаются омонимы от полисемных слов?
10. Назовите типы омонимов. Приведите примеры.

Литература

1.Баранникова Л.И  §§ 30-33.
Алефиренко Н.В. Теория языка. Вводный курс (учебник). М., 2004. Н.О. С-205-216.
1.     Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова
2.     Головин Б.Н. ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ. С. 62 – 64.
3.     Маслов Ю.С. Введение в языкознание (учебн.). М., 1988. С. 102 – 106.
Занятие № 16
Тема: Синонимы и антонимы.
1.     Определение синонимов.
2.     Роль синонимов в языке.
3.     Синонимический ряд.
    4.Какие типы синонимов вам известны?
    5. Антонимы. Типы антонимов.

Литература

           1. Баранникова Л.И.Введение в языкознание. Саратов, 2010. §34

2. Кодухов В.И. Ввведение в языкознание (учебн.). М., 1983 ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ. С. 207 – 211.
3.Головин Б.Н. Введение в языкознание (уч.пос.). М., 1977.- С. 74 – 76

Занятие № 17

        Тема: Мотивировка слова
1.Слова мотивированные и немотивированные.
2. Типы мотивировок (реальная, формальная, мифическая)
3. Способы выражения мотивировки ( изобразительная, описательная).
4. Причины утраты мотивировки.
5. Этимология и ложная, народная этимология.
Литература
Баранникова Л.И. Введение в языкознание (уч.пос.). М. 1989. - §§ 31-32.
 Гируцкий А.А.Введение в языкознание (учебн.).  Минск, 2003.
Занятие 18
Тема: Фразеология
1. Предмет  фразеологии. Перечислите признаки, которые отличают устойчивые сочетания от переменных, от других единиц языка
2. Классификации фразеологизмов. Назовите типы фразеологизмов, выделяемые на основе различных подходов.
3. По какому признаку фразеологизмы делятся на фразеологические сращения, фразеологические единства и фразеологические сочетания? Дайте определение этих типов. Приведите примеры.
4. Источники фразеологии.
5. Что дает сопоставительное изучение фразеологии разных языков?
Возможен ли перевод фразеологизмов с одного языка на другой.
6. Какие фразеологизмы называются тождественными , эквивалентными в двух или нескольких языках?

Литература

1.     Виноградов В.В. Об основных типах фразеологических единиц в русском языке // Виноградов В. В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. - М., 1977. - С. 140-161 (philology.rulinguistics2/vinogradov-77d.htm ).
2.     Алефиренко Н.В. Теория языка. Вводный курс (учебник). М., 2004. Н.О. –С. 256-259.
3.     Баранникова Л.И.  Введение в языкознание (уч.пос.). Саратов, 2010. §§ 42-43.
4.     Маслов Ю.С. Введение в языкознание (учебн.). М., 1988. С. 116 – 120.

Занятие № 19

Тема: Лексикография
1.     Каковы задачи лексикографии?
2.     На какие типы делятся словари? Чем отличаются друг от друга лингвистические и энциклопедические словари?
3.     Перечислите типы лингвистических словарей. Каково назначение каждого из этих словарей?
4.     Перечислите способы подачи значений в толковых словарях, охарактеризуйте каждый из способов объяснения значения слова.
 5.  Переводные словари.

Литература

1. Алефиренко Н.В. Теория языка. Вводный курс (учебник). М., 2004. Н.О.- С.  246-248. 
2.  Баранникова Л.И. Введение в языкознание (уч.пос.). Саратов, 2010.  – §44
 3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание (учебн.). М.. «Высшая школа» 1988. С. 120 – 124.

Занятие № 20
Тема. Грамматика. Понятие о морфеме.

1. Предмет грамматики.
 2. Дайте определение морфемы
3. Назовите признаки, которые отличают морфему от фонемы; морфему от слова.
4. Назовите типы морфем, выделяемых по значению, по позиции относительно корня.
5. В чем особенность нулевых и суперсегментных морфем?

Литература

1.     Головин Б.Н. ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ (уч.пос.). М. 1977.- С. 90 – 91, 99 – 108.
2.     Маслов Ю.С. Введение в языкознание (учебн.). М., 1988. С. 124 – 130, 131 – 142.
                                       
Занятие № 21

Тема:  Грамматические категории. Типы категорий.

1.Понятие о грамматическом значении, его отличие от лексического значения.
2. Способы выражения грамматического значения.
3. Понятие о грамматической категории.
Типы категорий (словоизменительные, классификационные )

Литература
Алефиренко Н.В. Теория языка. Вводный курс (учебник). М.,изд. «Акадаемия». 2004. - С. 288- 316.
Баранникова Л.И. Введение в языкознание (уч.пос.). Саратов, 2010. – С.217-220
Маслов Ю.С.  Введение в языкознание (учебн.). М., 1988. – С. 145-154.
Занятие № 22.
 Тема: Синтаксис. Основные единицы синтаксиса

1.                Синтаксис. Основные единицы.
2.                Типы синтаксических связей. Морфологические способы выражения синтаксических связей (согласование, управление, сочетание согласования с управлением, изафет). Предикативная связь.
3.                Неморфологические способы выражения синтаксической связи (позиционное примыкание, аранжировка, закрепление определенного порядка слов за определенными членами предложений).
4.                Словосочетание. Типы словосочетаний (простые, сложные, комбинированные; именные, глагольные).
5.                Предложение. Основные признаки предложения (модальность, предикативность, интонационная завершенность). Типы предложений.


Занятие № 23
1. Актуальное членение предложения. Тема и рема.
 2..Структура глагольного предложения.
3.Валентность глаголов.
Литература
1.Матезиус В. Актуальное членение предложения// Введение в языкознание: Хрестоматия / Сост. Б.Ю. Норман, Н.А.Павленко / Под ред. А.Е.Супруна. — Минск, 1977.
2.Вендина  Т.И. Введение в языкознание (уч.пос.). М., 2003.
3Маслов Ю.С. Введение в языкознание (учебн.). М., 1988.

Занятие №24 -25
Тема: Историческое развитие языков
1.Внешние и внутренние причины развития языка.
2.Историческое развитие языков в связи с развитием устойчивых форм объединений людей.
3. Контактирование языков.
4.. Двуязычие, типы двуязычия.
5. Историческое развитие лексики (пути пополнения лексики, неологизмы, архаизмы, историзмы).

Литература
Алефиренко Н.В. Теория языка. Вводный курс (учебник). М., 2004. Н.О. –С. 57-63.

 Занятие № 26
Тема: Исторические изменения в грамматическом строе языка

1. Историческое развитие фонетики (качественные и количественные изменения в составе фонем в результате конвергенции, дивергенции и т.д.).
2. Исторические изменения в грамматике (появление или исчезновение категорий, изменения в граммемах, явления опрощения и переразложения, изменения  на уровне предложения).
Литература
Алефиренко Н.В. Теория языка. Вводный курс (учебник). М., 2004.  .
Баранннкова Л.И. . Введение в языкознание (учебн.). Саратов, 2010.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание ( учебн.) М., 1988.
 
Занятие № 27
Тема: Генеалогическая классификации языков
1.Зарождение сравнительно-исторического языкознания (Ф.Бопп, Р.Раск, Я.Гримм,А.Востоков). Сравнительно-исторический метод.
2.Основные понятия генеалогической классификации.
3 Генеалогическое древо индоевропейских языков.
4.Лингвистическая карта мира.
Литература
Баранникова Л.И. Введение в языкознание (уч.пос.). Саратов, 2010.
Реформатский А.А. Введение в языковедение (учебн.). М., «Аспект Пресс».1996.-§ 77.
Занятие № 28
Тема: Типологические классификации языков.
План
1.Понятие типа языка. Сходство языков структурное и сходства языков, вызванные длительным  контактированием на одной территории.
2.Истоки разработки типологического исследования языков (А. Шлегель, Ф.Шлегель,  Гумбольдт).
3. Морфологическая типологическая классификация языков. Языки флективные, агглютинативные, изолирующие и инкорпорирующие (Качественные различия между аффиксами флективных и агглютинативных языков. Синтетосемия-совмещение значений в одном аффиксе; омосемия, синонимия аффиксов во флективных языках. Гаплосемия- закрепленность каждого аффикса за отдельной граммемой- в агглютинативных языках)..
4.Языки аналитические, синтетические и полисинтетические языки.
Метод индексов Д.Гринберга.
4. Синтаксическая типология. Перечислите основные признаки номинативных и эргативных языков, активных языков.

Литература

1.              Головин Б.Н. ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ (уч.пос.). М., 1977. -С. 184 – 186.
2.              Кодухов В.И. Введение в языкознание (учебн.). М.. «Просвещение» 1983.- С. 304- 328,  283 – 297.
3.              Маслов Ю.С. Введение в языкознание (учебн.). М., 1988. С. 221 – 228, 230 – 237.
Занятие № 29.
Письмо.Типы письма в современном мире
1.                Исторические предпосылки развития письма.
2.                 Этапы развития письма (пиктография, идеография, фонография).
3.                Принципы орфографии.
4.                 Алфавит. Графика  как категории письма.
5.                Основные категории письма (алфавит, графика, орфография).Принципы графики и орфографии.
Литература
1.Алефиренко Н.В. Теория языка. Вводный курс (учебник). М., 2004.
2.Истрин В.А. Возникновение и развитие письма (моногр.). М.,1974
3.Моисеев А.Ш. Письмо и язык // ВЯ, 1983, №6.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание (учебн.). М., 1988.
Баранникова Л.И. Введение в языкознание (уч.пос.). Саратов, 2010.- С.368-380.
 Занятие № 30
Тема занятия: Психолингвистика.
1.Психолингвистика как наука. Из истории возникновения и развития психолингвистики ( Ч.Осгуд, Т.Себеок,Леонтьев и т.д.).
2. Методы психолингвистики.
3. Этапы порождения и восприятия речи.
4. Афазии.
5. Исследовательские программы: программа изучения развития речи ребенка; программы изучения разговорной речи; программа изучения жестового языка глухих)

Литература
1.Алефиренко Н.В. Теория языка. Вводный курс (учебник). М., 2004. 2.Психолингвистические теории процесса порождения речи (Интернет-ресурсы). tinlib.rujazykoznanie/psiholingvistika_teorija;

3. Общее языкознание ( учебн. под ред. Супруна) -  М., 1983. -С-93-102. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий