пятница, 13 февраля 2015 г.

13. 02. 15  г.
Для 2 курса ФИЯ (филологи) Планы практических занятий по "Введению в языкознание".
Занятие 13
Тема: Фразеология
1. Предмет  фразеологии. Определение ФЕ.
2. Классификации фразеологизмов. Назовите типы фразеологизмов, выделяемые на основе различных подходов.
3. По какому признаку фразеологизмы делятся на фразеологические сращения, фразеологические единства и фразеологические сочетания? Дайте определение этих типов. Приведите примеры.
4. Источники фразеологии.
5. Что дает сопоставительное изучение фразеологии разных языков?
Возможен ли перевод фразеологизмов с одного языка на другой.
6. Какие фразеологизмы называются тождественными, эквивалентными в двух или нескольких языках?

Литература

1.     Виноградов В.В. Об основных типах фразеологических единиц в русском языке.//. http://www.philology.ru/linguistics2/vinogradov-77d.htm.
2.     Алефиренко Н.О. Теория языка. М., 2004.- –С. 256-259.
3.     Баранникова Л.И. Введение в языкознание. Саратов, 2010.- §§ 42-43.
4.     Маслов Ю.С.  Введение в языкознание. М., 1988- С. 116 – 120.
5.      
Занятие № 14
Тема: Лексикография
1.    Лексикография как раздел.
2.   Принципы расположения слов в словарях. 
3.На какие типы делятся словари? Чем отличаются друг от друга лингвистические и энциклопедические словари?
4.     Перечислите типы лингвистических словарей. Каково назначение каждого из этих словарей?
5.     Перечислите способы подачи значений в толковых словарях, охарактеризуйте каждый из способов объяснения значения слова.
 6.  Переводные словари.

Литература

1. Алефиренко Н.О. Теория языка. М., 2004. - С.  246-248. 
2.  Баранникова Л.И. Введение в языкознание. Саратов, 2010.  – §44
 3. Маслов Ю.С.  Введение в языкознание М., 1988.- С. 120 – 124.

Занятие № 15
Тема. Грамматика. Понятие о морфеме.

1. Предмет грамматики.
2.  Понятие морфемы. 
3. Назовите типы морфем, выделяемых по значению, по функции, по позиции относительно корня.
4. В чем особенность нулевых и суперсегментных морфем?

Литература

1.     Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1977.- С. 90 – 91, 99 – 108.
2.     Маслов Ю.С. Введение в языкознание . М., 1988. -С. 124 – 130, 131 – 142.
                                       
Занятие № 16

Тема:  Грамматические категории. Типы категорий.

1.Понятие о грамматическом значении, его отличие от лексического значения.
2. Способы выражения грамматического значения в различных языках.
3. Типы категорий.

Литература
Алефиренко Н.О. Теория языка. М., 2004. - С. 288- 316.
Баранникова Л.И. Введение в языкознание .Саратов, 2010.– С.217-220
Маслов Ю.С. Введение в языкознание  М,, 1988.


Занятие № 17.
Тема: Синтаксис. Основные единицы синтаксиса

1.                Синтаксис. Основные единицы.
2.                Типы синтаксических связей. Морфологические способы выражения синтаксических связей (согласование, управление, сочетание согласования с управлением, изафет). Предикативная связь.
3.                Неморфологические способы выражения синтаксической связи (позиционное примыкание, аранжировка, закрепление определенного порядка слов за определенными членами предложений).
4.                Словосочетание. Типы словосочетаний (простые, сложные, комбинированные; именные, глагольные).
5.                Предложение. Основные признаки предложения (модальность, предикативность, интонационная завершенность). Типы предложений.


Занятие № 18.
1. Актуальное членение предложения. Тема и рема.
 2..Структура глагольного предложения.
3.Валентность глаголов.
Литература
1.Матезиус В. Актуальное членение предложения// Введение в языкознание: Хрестоматия / Сост. Б.Ю. Норман, Н.А.Павленко / Под ред. А.Е.Супруна. — Минск, 1977.
2.Вендина  Т.И. Введение в языкознание. М., 2003
3Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., изд. «Высшая школа»изд. «Высшая школа»изд. «Высшая школа»1988

Занятие №19
Тема: Историческое развитие языков

1.Историческое развитие языков в связи с развитием устойчивых форм объединений людей.
 2. Историческое развитие лексики (пути пополнения лексики, неологизмы, архаизмы, историзмы).

Литература
Алефиренко Н.О.Теория языка. Вводный курс. М., 2004. –С. 57-63.

 Занятие № 20
Тема: Исторические изменения в грамматическом строе языка

1. Историческое развитие фонетики (качественные и количественные изменения в составе фонем в результате конвергенции, дивергенции и т.д.).
2. Исторические изменения в грамматике (появление или исчезновение категорий, изменения в граммемах, явления опрощения и переразложения, изменения  на уровне предложения).
Литература
Алефиренко  Н.О.Теория языка. М., 2004.
Баранникова. Введение в языкознание. Саратов, 2010
Маслов Ю.С.Введение в языкознание. М., 1988.
 
Занятие № 21-22
Тема: Классификации языков
1.Зарождение сравнительно-исторического языкознания (Ф.Бопп, Р.Раск, Я.Гримм, А.Востоков). Сравнительно-исторический метод.
2.Основные понятия генеалогической классификации.
3.Типологические исследования языков (А. Шлегель, Ф.Шлегель,  Гумбольдт).
4. Морфологическая типологическая классификация языков.
    5.Синтаксическая типология. Перечислите основные признаки номинативных и эргативных языков, активных языков.
Литература
Головин Б.Н. Введение в языкознание. М.-С. 184 – 186.
Кодухов В.И. ВВЯ с. 304- 328,  283 – 297.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М, 1988.-  С. 221 – 228, 230 – 237.
Занятие № 23.
Письмо. Типы письма в современном мире
1.                Исторические предпосылки развития письма.
2.                 Этапы развития письма (пиктография, идеография, фонография).
3.                Принципы орфографии.
4.                 Алфавит. Графика  как категории письма.
5.                Основные категории письма (алфавит, графика, орфография).Принципы графики и орфографии.
Литература
1.АлефиренкоН.О. Теория языка. М. 2004.
2.Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М.,1974
3.Моисеев А.Ш. Письмо и язык // ВЯ, 1983, №6.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., изд. «Высшая школа»изд. «Высшая школа»изд. «Высшая школа»1988

Занятие № 24
Тема занятия: Психолингвистика.
1.Психолингвистика как наука. Из истории возникновения и развития психолингвистики ( Ч.Осгуд, Т.Себеок,Леонтьев и т.д.).
2 Этапы порождения и восприятия речи.
Литература
1.Алефиренко Н.О. Теория языка. М. 2004.

2.Психолингвистические теории процесса порождения речи //(http://www.syntone.ru/library/books/content/4996.html).


Комментариев нет:

Отправить комментарий