13. 05. 2018.
Методы исследования языка
Методы исследования языка
Методы
исследования языка
Описательный
метод. Описательный метод – самый старый и в то же
время современный метод лингвистики. Описательный метод – система
исследовательских приемов, применяемых для
характеристики явлений языка на данном этапе его развития; это метод
синхронного анализа. Методика описательного изучения языка должна, с одной
стороны, не упускать из виду язык как структурное и социальное целое, а с
другой стороны, четко определить те единицы и явления, которые являются
предметом специального изучения.
Здесь следует сказать о категориальном анализе, который состоит в том, что выделенные
единицы объединяются в группы, анализируется структура этих групп и каждая
единица рассматривается как часть определенной категории.
Также выделяется дискретный анализ, который состоит в том, что в структурной единице
выделяются мельчайшие, далее неделимые,
предельные признаки, которые и анализируются как таковые. Признаки единиц и
их категории свойственны языку и отражаются в лингвистике как науке о языке.
Компонентный
анализ исходит из того, что единицами
анализа являются части или элементы языковой единицы –
номинативно-коммуникативной и структурной. Примером компонентного анализа
являются толкования слов.
Контекстный
анализ – здесь единицами анализа
выступают речевые или языковые единицы. В языкознании применяется методика
контекстного анализа, при которой единица языка анализируется в составе
речевого образования – контекста.
Методы лингвистического анализа классифицируют
по разным основаниям (некоторые из них были указаны выше: по способу описания и
по соотношению единиц языка и единиц анализа). Эти две классификации
пересекаются при интерпретации полученных результатов. Лингвистическая
интерпретация признается самой существенной. Следовательно, все приемы и
методики лингвистического описательного метода могут быть подразделены на два
основных типа – приемы внешней и внутренней интерпретации.
Сравнительный метод. Сравнение как научный прием очень широко
используется при экспериментальном и теоретическом познании, в том числе и в
лингвистике. При помощи сравнения устанавливаются общие и специфические черты
сходных явлений одного или разных языков. Поэтому сравнение как общенаучная
операция мышления присутствует во всех методах лингвистического анализа.
В методике лингвистических исследований
выделяют внутриязыковое и межъязыковое сравнение. При внутриязыковом
сравнении изучаются категории и явления одного и того же языка, при
межъязыковом сравнении – разных языков.
Межъязыковое сравнение оформилось в систему
специальных приемов исследования – сравнительно-исторический метод. Он
основывается на факте наличия родственных языков.
На сравнении языков основаны два вида
сравнительного метода – сравнительно-исторический и
сравнительно-сопоставительный, которые отличаются по целям, задачам, по материалу
исследования и границам применения, по приемам и методике научного анализа.
Сравнительно-исторический метод, в свою очередь, делится на
собственно сравнительно-исторический и историко-сравнительный методы.
Сравнительно-исторический метод основывается на понятии генетической
общности и наличии семей и групп родственных языков. Данный метод является
системой исследовательских приемов и методика анализа, используемая при
изучении родственных языков для обнаружения закономерностей развития их структуры,
начиная от восстанавливаемых древнейших звуков и форм. При
сравнительно-историческом изучении наблюдаемые факты извлекаются из всех
родственных языков – живых и мертвых, литературно-письменных и
разговорно-диалектных, а также обязателен учет степени родства языков: при
сравнении идут от близкородственных языков к языкам других родственных групп.
Важнейшими приемами этого метода являются:
- установление генетического тождества
сопоставляемых значащих единиц и звуков и отграничение фактов заимствования и субстрата;
- реконструкция древнейшей формы;
- установление абсолютной и относительной
хронологии.
Историко-сравнительный метод позволяет устанавливать
относительную хронологию и является методом исторического изучения языка.
Данный метод – это система приемов и методики анализа, используемые при
изучении исторического развития отдельного языка в целом, выявления его
внутренних и внешних закономерностей. Принцип метода – установление
исторического тождества и различие форм и звуков языка. Важнейшие приемы: приемы
внутренней реконструкции и хронологизации, диалектографии, культурно-
исторической интерпретации, а также прием текстологии.
Сопоставительный метод. В данном случае в отличие от двух ранее
перечисленных, исторический аспект не играет никакой роли: сопоставляться могут как родственные, так и неродственные языки.
Сопоставительное изучение языков привело к созданию двуязычных словарей и
всеобщей грамматики. Сопоставительный метод – это система приемов и методики
анализа, используемая для выявления общего и особенного в сравниваемых языках.
Основные приемы сопоставительного изучения языков: установление основания
сопоставления, сопоставительная интерпретация и типологическая характеристика.
Рассмотрим эти приемы подробнее.
1. Установление основания сопоставления
является определением предмета сопоставления, его характера, типов
сопоставительного сходства и различия. Основание сопоставления
устанавливается при помощи:
- приема языкового сопоставления состоит в
том, что основой сопоставления выступает какой-то один язык, который
обусловливается либо задачами исследования, либо степенью изученности
сопоставляемых языков;
- прием признакового сопоставления –
основанием сопоставления избирается какое-либо явление определенного языка,
признаки этого явления.
2. Сопоставительная интерпретация
осуществляется при помощи методики параллельного изучения, структурной
интерпретации, в том числе типологической характеристики, и стилистической
интерпретации. Важным моментом сопоставительного изучения языков является определение
принципов и методики интерпретации сравниваемого материала двух или нескольких
языков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий